Глава Ростуризма Олег Сафонов об электронных путевках, новых маршрутах и «чистке рынка»
Национальный туристический портал России: Глава Ростуризма Олег Сафонов об электронных путевках, новых маршрутах и «чистке рынка».
С Главой Ростуризма разговаривала известный журналист Алёна Узбекова.
Россияне не привыкли отказывать себе в путешествиях. Даже в кризис их туристическая активность сильно не изменилась, что доказали прошедшие майские праздники.
По результатам опросов, проводимых различными порталами онлайн-бронирования билетов, затраты наших граждан на разнообразные поездки — в пятерке приоритетных потребительских расходов наряду с тратами на еду, лечение, одежду и бытовую технику. Но в мае поездки краткосрочные, а впереди сезон отпусков. И главное, о чем спрашивают читатели — где отдыхать, сколько стоит и можно ли доверять туроператорам, памятуя прошлогодние банкротства. На эти вопросы «РГ» ответил руководитель Ростуризма Олег Сафонов.
Как защитить туриста
Олег Петрович, 1 мая стартовал высокий сезон в туризме. Не повторится ли ситуация с массовыми банкротствами туроператоров в этом году?
Олег Сафонов: Это сложный вопрос. Туроператорский, как и любой другой, — это бизнес с большим количеством рисков. Но новых угроз, на мой взгляд, нет. Объясню почему. Наиболее серьезные негативные экономические или политические факторы уже имели место в 2014 году. Вероятность, что это будет происходить сейчас с той же силой, незначительная.
Второй момент связан с тем, что многие туроператоры, которые ранее занимались только организацией вывоза наших граждан за рубеж, понимая перспективность внутреннего туризма, во многом диверсифицировали свою деятельность. И мы констатируем увеличение количества туроператоров, которые переориентируются на российский рынок, примерно на 30 процентов. Внутренний рынок в меньшей степени подвержен колебаниям курсов валют, а значит, спрос на этом направлении более стабильный. И это один из факторов повышения финансовой устойчивости туроператоров.
Есть и такой маршрут: люди совершают марш-броски, стреляют, тренируются, как будто служать в армии
Однако, как я уже сказал, риски в предпринимательской деятельности возможны, но не думаю, что это будет носить массовый характер.
Тем не менее из федерального реестра туроператоров уже исключены около тысячи компаний. Что это — чистка рынка?
Олег Сафонов: Надо понимать, что, когда оперируют этой цифрой, речь идет об исключении туроператоров из ассоциации «Турпомощь».
Причем это не одномоментный процесс, многие из этих компаний были исключены из реестра в прошлом году и в начале этого года. Это не чистка рынка. Дело в том, что многие туроператоры поменяли профиль деятельности и стали заниматься не выездным туризмом, то есть отправлением наших граждан за рубеж, а внутренним и въездным туризмом. При этом из 978 компаний, которые были исключены из ассоциации «Турпомощь» в связи с неуплатой членских взносов, федеральный реестр покинули всего 20 компаний. А 420 стали заниматься внутренним туризмом. Такова конъюнктура рынка. Конечно, заниматься организацией отдыха на российских курортах могут не все. Но с учетом того, что ситуация на рынке в целом стабилизируется, возможно, некоторые туроператоры вернутся к организации зарубежных туров.
Электронная путевка
Бизнес жалуется, что помешать этому может возросшая финансовая нагрузка, которая предусмотрена в новом законопроекте о регулировании туротрасли. Эксперты прогнозируют, что это может привести к новой череде банкротств.
Олег Сафонов: По итогам прошлогодней непростой ситуации мы четко понимаем, что необходимо усилить защищенность туристов. И это аксиома, от которой должны отталкиваться.
Дискутировать относительно того, каким образом выстроить систему защиты, — можно. Но на начальном этапе, думаю, все же надо оставить и оформление финансовых гарантий туроператоров в страховых компаниях, и фонды персональной ответственности, которые будут создаваться за счет денежных отчислений за каждого туриста.
Если такие фонды будут сформированы в полном объеме, если туроператоры будут абсолютно честно переводить в них средства, имеет смысл отказаться от страхования ответственности, то есть от финансовых или банковских гарантий. Но пока эти фонды не созданы, у нас нет 100-процентной уверенности, что туроператорское сообщество это будет делать абсолютно честно и открыто. И, к сожалению, для этого есть основания.
Следует признать, что туроператорский бизнес сегодня во многом непонятен и непрозрачен. Кстати, именно с этим у многих компаний связаны сложности с оформлением финансовых гарантий в страховых компаниях или банках. И я категорически не согласен с идеей о том, что фингарантии не нужны. Нужны.
А как быть с прозрачностью турбизнеса?
Олег Сафонов: В конечном счете мы вводим механизм «электронной путевки», который в каком-то смысле схож с системой электронных билетов в сфере авиаперевозок.
Это позволит сделать абсолютно прозрачным движение денежных средств на рынке туруслуг: от туриста, который приходит к турагенту, приобретая некий турпродукт, затем от агентства к туроператору и от туроператора к перевозчику.
Когда это будет сделано, мы сможем объективно и прозрачно создавать фонды персональной ответственности каждого туроператора. Еще раз повторю: да, к сожалению, на начальном этапе бизнесу, вероятно, придется тратить на страховку больше средств, чем ранее. И связанное с этим недовольство я понимаю. Но с точки зрения общественных интересов необходимо совершенствовать систему защиты туристов. Только так мы сможем вернуть доверие людей к туроператорскому сообществу.
Почем Сочи
Вы сказали, что туроператоры переориентировались на внутренний рынок. То есть можно идти и покупать готовые туры на наши курорты?
Олег Сафонов: В России очень популярен отдых у моря. Однако до недавнего времени конкурентного турпродукта, включающего организацию перевозки, проживания, питания и даже экскурсий, у нас в стране не было.
Сейчас действительно такой турпродукт создан и важно, что его реализуют крупнейшие туроператоры. То есть, если наш турист решит ехать в Сочи, Анапу, Геленджик, в Кавминводы или в Крым, то он сможет купить готовую путевку у компаний, которые имеют богатый опыт создания турпродукта на таких массовых направлениях выездного туризма, как Турция, Египет, Греция, Таиланд.
А насколько эти туры конкурентны по цене?
Олег Сафонов: Достаточно конкурентны. Во-первых, туроператорский продукт часто бывает дешевле в силу того, что блоки мест в самолетах и номера в гостиницах скупаются оптом и на это дается серьезная скидка, соответственно, это сказывается на цене конечного продукта.
Мы вводим механизм «электронной путевки», который в каком-то смысле схож с системой электронных билетов в сфере авиаперевозок
Во-вторых, покупать продукт за рубли дешевле, чем за доллары и евро. Это касается всего: начиная от авиабилетов и заканчивая едой. Просто сравните стоимость обеда на побережье Черного и Средиземного морей. Я вам скажу, что некоторые туры на российские черноморские курорты уже стоят дешевле, чем в Турцию и Египет. Недавно мэр Сочи, например, привел такие цифры: в июне отдых в хорошем санатории в течение 15 дней на двоих стоит в пределах 50 тысяч рублей. В эту сумму входит перелет из Москвы в Сочи и обратно, проживание в двухместном номере, полноценное трехразовое питание. Есть, конечно, предложения дороже. Но в целом, я считаю, цены приемлемые.
Часто говорят о том, что отдых в России тормозит дороговизна перевозок.
Олег Сафонов: Но авиаперевозки доступны по цене, если речь идет об авиачартерах в составе пакетных туров. Также на наши курорты предусмотрены железнодорожные и автобусные перевозки в составе туров.
И самостоятельные перелеты на российские курорты тоже посильны. Например, руководство «Аэрофлота», сообщило мне, что авиакомпания будет выполнять рейсы из Москвы в Симферополь и обратно за 7,5 тысяч рублей в высокий сезон. Разве это дорого? В этих же пределах стоимость перелета в Сочи. Кстати, цена на перевозку из других российских регионов тоже вполне разумная. Туроператоры заявили, что этим летом напрямую в Симферополь будут летать самолеты из 50 городов страны. Возможности аэропорта расширены. Это должно сократить и нагрузку на паромную переправу. В прошлом году в Крыму отдохнули 4,1 миллиона человек. В этом году мы ожидаем уже около 5 миллионов туристов.
А сервис, качество отдыха в отелях?
Олег Сафонов: Большинство номеров в гостиницах на черноморских курортах страны забронированы. Соответственно, какую-то часть денег от туроператоров отельеры уже получили и хочется надеяться, что они будут использовать эти средства для повышения качества услуг.
Но мы видим, что на наших курортах появляется все больше новых, очень хороших гостиниц, в том числе работающих по системе «все включено» — то, что так нравится определенной части туристов.
С 1 по 3 апреля я проехал по Крыму, проверяли готовность полуострова к высокому сезону. Гостиницы есть на любой бюджет и вкус. В Севастополе есть, например, пятизвездочная гостиница, при которой открыли медицинский центр, там почти полный комплекс традиционных санаторных услуг: физиотерапия, лечение целебными грязями, спелеотерапия, водные процедуры. И за нормальные деньги.
Возьмем еще один пример — Алтайский край. Моря нет, зато там горы, озера, удивительная природа, можно отдыхать круглый год. Я сам провел там свой отпуск в марте.
Туроператорский бизнес сегодня во многом непонятен и непрозрачен. Отсюда и все проблемы
И скажу, что инфраструктура, сервис, лечение и даже еда в ресторанах нисколько не уступает, а возможно, даже превосходит зарубежные курорты. Вы знаете о том, что в «Белокурихе-2» будет построен целый комплекс международной сети Hilton? Инвесторы такого уровня вкладывают деньги только в очень перспективные территории, где у людей в том числе есть потребность в качественном сервисе.
Причем изначально компания планировала строительство стандартной гостиницы. Но готова вложиться и в строительство медицинского центра, СПА-комплексов, ресторанов. Первоначальная сумма инвестиций увеличилась более чем в 4 раза.
А недавно мы были в Чечне, где открылась первая туристская ярмарка. Турпоток туда стабильно растет. В 2013 году было около 25 тысяч туристов, в 2014-м — более 50 тысяч, а в этом ожидают уже около 100 тысяч. Причем едут и иностранцы. В центре Грозного прекрасная пятизвездочная гостиница. Предлагаются интересные маршруты, строятся новые базы отдыха, отели.
Предлагают санаторий
К вопросу о лечении. Многие санатории, которые могли бы сделать туризм в России круглогодичным, находятся, увы, в плачевном состоянии. Идея отдыха за счет работодателей — то, что могло бы загрузить здравницы и дать им зарабатывать, многим не нравится. Что делать?
Олег Сафонов: Санаторно-курортная база — одно из величайших достижений Советского Союза, наряду с космосом и балетом. А сейчас во всем мире одним из самым популярных становится направление медицинского туризма.
В советское время медицинский туризм в стране был развит, хоть и немного в другой форме. Миллионы людей направлялись на санаторно-курортное лечение, и это был один из самых традиционных видов отдыха наших граждан. Совмещение отпуска с лечением, на мой взгляд, прекрасный вариант. И сейчас, как я уже сказал выше, с санаториями начинают работать наши туроператоры. Думаю, это даст им стимул к развитию. Но нужны и другие меры, будем над этим работать.
С Главой Ростуризма разговаривала известный журналист Алёна Узбекова
Российская газета