Антикризисные сценарии для турбизнеса
Национальный туристический портал России: Время жестких решений. Антикризисные сценарии для турбизнеса.
Нынешние экономические условия разительно отличаются от предыдущих кризисов. Что делать и чего ждать, рассказывают экономисты специально для «Вестника АТОР».
Будут ли у туристов деньги на отдых
Для ориентации в новых для российского бизнеса условиях необходимы вехи, в направлении которых предстоит двигаться.
Рекомендации Константина Бокшицкого, генерального директора Центра Управленческих Инноваций им. Н.Д. Кондратьева: «Сейчас наступило время жестких решений. Рассчитывайте на долгий период стагнации. Не надейтесь пересидеть сложные времена, расходуя накопленные запасы. Выживет тот, кто будет эффективнее на этапе рецессии, а не тот у кого больше запасы. И чем раньше вы начнете адаптировать свой бизнес к новым условиям, тем лучше».
Он прямо называет то, что происходит сейчас в России – экономическим спадом, опираясь на данные Института«Центр развития» Высшей школы экономики:к 2017 году зарплаты россиян с поправкой на инфляцию снизятся в среднем на 15-20%.
Потребитель в кризисно-депрессивной ситуации прогнозируемо отреагировал резким снижением расходов и сокращением покупательской активности. По данным мониторинга «КОМКОН.Антикризис» (данные собраны на 4-й неделе января) 45% экономически активного населения в городах-миллионниках экономят на услугах в целом. В качестве основной причины называется — рост цен. По сравнению с декабрем подорожание отдельных видов услуг заметили около трети опрошенных.
Аналитики отмечают, что люди экономят больше всего на туризме и питании вне дома. Доля сокративших затраты на эти услуги сейчас составляет около 70% и имеет тенденцию к росту.
«Повлиял кризис и на активность россиян в новогодние каникулы. Так, в начале января 67% опрошенных провели все праздники в своем городе, что значительно выше показателя прошлого года. Ощутимо упала доля путешественников за границу: на каникулах-2015 покидали пределы России только 6% экономически активного населения крупных городов (-10 пп. к прошлому году)», — говорит Людмила Новиченкова, директор по маркетингу и коммуникациям исследовательской компании Synovate Comcon.
Но даже те, кто остался дома, проводили время на зимних каникулах также менее активно: заметно сократилась доля посещавших кафе/рестораны, театры и кинотеатры.
Однако, по данным “Ромир”, российский потребитель интересно среагировал при замерах показателей индекса экономической надежды: c-43 в предыдущем году году он скакнул до -6 в январе 2015 года. Так же, в прошлом году только 11 % населения считали, что 2014 год будет годом процветания, то в 2015 году количество оптимистов увеличилось до 21%. Из чего можно сделать вывод, что россияне не лишены оптимизма и, как обычно, верят в светлое будущее.
На что же готовы тратить деньги россияне? 32 % опрошенных перераспределяли бюджет в сторону еды и самого необходимого. Для справки – в 2012 году таких людей было 20%. В два раза упало количество людей с жизненным принципом «мы достаточно зарабатываем, чтобы не отказывать себе ни в чем» — 7% в 2014 году против 15% в 2012м.
Что продавать и кому
«Реакция потребителей в любой стране при снижении платежеспособности — это когда цена становится главным критерием выбора. Российский потребитель не исключение.
Татьяна Комиссарова, профессор, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ построила прогноз спроса на туристическом рынке следующим образом: «Наш потребитель — это не единая масса, а социальные группы, объединенные сопоставимыми ценностями. Так, около 30% россиян, те кто и ранее предпочитал бюджетные зарубежные направления (Египет, Турция) будут пытаться «собрать» деньги на туристическую поездку, но например, сократив количество дней пребывания.
Для этой категории, крайне важна цена, но они уже привыкли отдыхать за границей, и им очень не хотелось бы вернуться к отдыху на дачном участке и у родственников. Приемлемая цена и скидки, то, что будет «заводить» эту группу потребителей.
Почти 60% россиян никогда не ездили за границу и поэтому изменения курса валют для них не имеет значения. Они почувствуют увеличение цены из-за инфляции, а денег у них практически нет на отдых вне дома и садового участка. Поэтому, если туроператоры хотели бы привлечь некоторое число потребителей из этой группы, то нужно создавать бюджетные турпродукты внутри России.
Около 10 % россиян предпочитающих дорогие или индивидуальные туры или туры, позволяющие запустить мотиватор «Открывателя», будут в первую очередь, смотреть на качество предлагаемого туристического продукта, а потом уже на цену. Но, если они являются постоянными клиентами турагентства обязательно будут просить скидки.
Сегодня нужно сфокусировать свое внимание, чтобы турпродукт нес ценность каждой группе потребителей. Не нужно дальше продавать просто туристическую услугу, сформируйте ценный туристический продукт для каждой группы потребителей.»
Не обманывать себя
Первый месяц начавшегося года показал, что внутренний туризм начал стремительный рост. Путешественники отправились по стране.
Сравнительный анализ выездных и внутренних направлений представил Тарас Кобищанов, генеральный директор туроператора «Клуб Русский Экспресс»:
— Идет рост продаж туров по России, +50% к аналогичному периоду прошлого года. Надо сказать, что мы давно, с 2011 года – момента приобретения «Аврора Интур», развиваем направление внутреннего туризма. Очень сильно упала глубина продаж. Если в это время в прошлом году уже вовсю бронировались туры на майские праздники и летние каникулы, то сейчас потребитель занял выжидательную позицию. Не готовы люди планировать так глубоко. Традиционные скидки на летние туры в это время так же не оказывают большого влияния на продажи.
Из выездных направлений показывает рост Юго-Восточная Азия: Тайланд, Шри Ланка, Вьетнам, Индия. Соответственно, места относительно недорогого отдыха, при существенных понижениях цены на перелет самими авиакомпаниями.
Проседает серьезно в продажах Европа, Ближний Восток — из-за падения рубля практически в два раза. Потребителю нужно не только оплатить тур, но и развлечения, ужины в ресторанах в самой стране пребывания. Они выросли в цене ровно в два раза.
Крым, из-за нарушенного железнодорожного сообщения, потеряет туристов. Авиаперевозчики не смогут заместить тот объем перевозок, который выполняли железные дороги. Тем более, что сейчас много чиновников летают в Крым по служебной необходимости, и рейсы заняты именно этой категорией пассажиров.
«Дикари» на собственных автомобилях предпочитают путешествовать самостоятельно и останавливаться в частном секторе либо в палатках без помощи туроператоров, это совершенно иная категория потребителей. Сложно попасть на паромную переправу, что создает дополнительные трудности. В прошлом году туроператоры потеряли клиентов по этим причинам, хотя в целом количество россиян, посетивших Крым, выросло».