Поверья и приметы бурят

О ДОМЕ И ДОМАШНИХ ПРЕДМЕТАХ

1. Человеку, особенно маленьким детям, спать в доме прямо против двери считается грехом; грех также спать около двери и поперек;, головою к двери также грех.

2. Если кто выстроит дом и сделает дверь в восточной стене, в дом будут входить всякие нечистые духи и будут вредить хозяевам.

3. Есть дома, в которых всегда спокойно, хорошо и долго спится; в таких домах хозяева будут жить счастливо. В других домах плохо спиться, хотя и хочется спать, чувствуется как будто неловко; такие дома считаются худыми или несчастливыми.

4. В доме, в котором все хозяева вымерли, никто не будет жить; бурят ни за что не купит такой дом. А если еще пойдет говор, что в этом доме поселился худой дух, то все буряты будут избегать его. Если кто такой дом купит, он должен разобрать его и перевезти на другое место; при этом нужно сварить саламат и мясо и все это зарыть под полом и только после этого начать перевозить дом; нижние же бревна, т.е. приклад, следует оставить на старом месте; тогда нечистый дух останется около саламата и мяса.

5. Шубу, халат и одеяло грех класть воротником к двери, иначе в семье будет покойник.

6. Грех качать пустую люльку, без ребенка. А если ребенок сам качает, хорошо: у него скоро будет брат или сестра.

ДОМАШНИЙ СКОТ

1. Когда рогатая скотина чешется об угол юрты или дома, это хороший признак; эту скотину стараются не продавать.

2. Если овцы и другой скот часто без причины пугается, находясь в своем дворе, это худая примета: у хозяина будет больной в семье; овцы или скот пугаются от того, что духи ловят души тех скотин, которых хозяин заколет в жертву духам, чтобы умилостивить их и спасти жизнь больного. Или буряты говорят: скот пугается, значит, духи ловят души скота и нужно, следовательно, ждать, что в этом дворе скот начнет пропадать. Чтобы духи не пугали скот, хозяин брызгает в овчарне тарасуном.

3. Если корова кричит по-порозиному — худая примета; такую корову нужно поскорее продать, а колоть на мясо для себя — грех.

4. Когда буряты продают рогатую скотину, то отрезают волосы с кончика хвоста, чтобы счастье осталось дома. Иногда выдергивают несколько щипков шерсти.

5. Если рогатый скот, принадлежащий одному хозяину, начнет бодаться между собою, это дурной знак.

6. Если кобыла родит двойников-жеребят, дурная примета для хозяина.

7. Если у кого родится слепой теленок или жеребенок, или ягненок и т.п., это считается знаком того, что хозяин будет жить богато. Этого слепого теленка и пр. колют и мясо едят только одни хозяева, посторонним не дают.

8. Грех давать из дому поздно вечером молочную пищу постороннему человеку, иначе скот будет пропадать.

9. Унгинские буряты считают большим грехом, если кто-нибудь, отдавая молоко кому-нибудь для маленького ребенка, подольет в молоко воды или вообще пожалеет молока для ребенка.

10. По мнению тех же бурят, молоко или что-нибудь молочное пролить или бросить в воду грешно. Даже считается грехом черпать воду из реки молочною посудой, потому что молоко может попасть в воду.

11. Отделившись от отца, сын, получив по разделу скот, должен по обычаю перепятнать его; при этом он должен к отцовскому пятну прибавить еще пятно. Если же от отцовского пятна убавить, то скот не будет размножаться.

12. Если молоко, налитое в крынки для отстоя сметаны, было надоено девочкой, которая родилась весной, то сметана отстоится в малом количестве, в виде тонкого слоя. Про такую девочку говорят: хугэй гарта (по-русски «не с молочной рукой»). У девочки, которая родилась летом или осенью, сметана всегда отстаивается обильно и толстым слоем. Про такую говорят «с молочной рукой».

13. По поверью молькинских и боханских бурят, есть кони, так называемые хулэк, которые в передних подмышках имеют под кожей дыру с обеих сторон; в эту дыру входит палец. Такие кони хорошо бегают и не задыхаются, несмотря на дальнее расстояние.

14. Боханские буряты считают за счастье для хозяина иметь скотину с белым пятном на лбу; такую скотину не продают.

15. По поверью молькинских бурят, совершенно белый ягненок, которого называют тэжэ хурьган, летом после грома худеет и пропадает.

Хангалов М.Н. Собрание сочинений в 3 т. Т.3. / Под ред. Г.Н.Румянцева.-Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2004.-с.37-45

Составитель: Д.А.Адухаева

Из цикла «Традиции и обычаи бурятского народа»

п.Усть-Ордынский
2010
http://vk.com/burol?w=wall152554559_42475%2Fall<a href=»

Оставить комментарий

Новости Достопримечательности Экскурсии