Как уберечься от мошенников
Национальный туристический портал России: Как уберечься от мошенников. Турполе для мошенничества: есть, где развернуться.
О проблемах посредничества в турбизнесе.
Горечь разочарования
«Как-то на удивление незаметно прошло первое в долларовый кризис банкротство турфирмы в Иркутске. 70 человек пострадало, а резонанса нет», – такую запись оставила 19 декабря 2014 года в своем аккаунте в фейсбук иркутянка Юлия Яковлева.
Юлия Яковлева оказалась одной из последних клиентов туристического агентства «Коктейль путешествий», которое «приказало долго жить» 18 декабря.
Директор фирмы Никита Соколов распустил персонал, а сам выключил телефон. Клиенты, доверившие агенту свой отдых, оказались у разбитого корыта.
«Коктейль путешествий» занимался продажей туристических путевок, сформированных другими фирмами – российскими или зарубежными. Проще говоря, агентство помогало подобрать желающему тур, брало с него деньги и переводило на счет туроператора. К сожалению последних клиентов банкрота, не все переданные «Коктейлю путешествий» средства были доставлены.
В случае с Юлией Яковлевой агент получил $2500, а туроператор «ПЕГАС Туристик» недополучил $965. Эти деньги девушке пришлось вносить снова из своего кармана, уже по новому курсу (первая оплата тура состоялась в сентябре). На возмещение ущерба, даже при участии суда, обманутые клиенты не надеются: уставный капитал агентства составляет всего 16 666 рублей. Смешно делить их на 70 человек.
Восстановить справедливость и привлечь директора «Коктейля путешествий» к ответственности можно лишь обратившись с заявлением в правоохранительные органы. За мошенничество ему грозит уголовное преследование. Однако мошенничество еще нужно доказать, а это, как показывает практика, не всегда так просто, как кажется.
Одного турполя ягодки
Скорее нет. В случае с турагентствами всегда непросто. В начале января 2014 года, то есть практически за год до описываемых событий, в Иркутске случилось менее масштабное, но гораздо более громкое банкротство туристического агентства «Пилигрим». Взяв с клиентов деньги и частично оплатив тур, агент исчез. Тогда пострадали 45 человек из Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского. Общий ущерб – свыше 7 млн рублей.
Привлечь руководство фирмы к ответственности не могут до сих пор. В полиции лежат заявления обманутых граждан, возбуждено уголовное дело за явными признаками мошенничества. Ход расследования контролирует прокуратора. Однако воз и ныне там, а деньги доверчивых туристов вообще неизвестно где. Впрочем, есть и другие примеры. В соседнем Красноярске городской суд приговорил директора турфирмы к 3 годам и 5 месяцам условного лишения свободы за присвоение денег клиентов. За два года ей удалось обмануть 28 человек и украсть 1,5 млн рублей. Деньги клиентам уже не вернут.
Турагентства в России разоряются регулярно. Судя по публикациям в СМИ, которые отображает Гугл по запросу «банкротство турагентств», за еще неполный месяц нового года с рынка ушли как минимум 5 турфирм. Налицо тенденция.
Корень зла – в несовершенном законодательстве и жажде наживы
В соответствии с законом об основах туристической деятельности, действующего с 2008 года, турагентства сегодня не обязаны иметь лицензии, упразднён порядок их пребывания и работы на рынке. По закону они получают от клиента деньги за тур и передают их оператору, то есть выполняют посреднические функции и получают за это агентское вознаграждение. Обычно оно составляет 10% от стоимости тура. Непосредственно за турпакет – перелёт, отель, питание, трансфер, за качество турпродукта отвечает туроператор.
Турагент не несет фактически никакой ответственности, но при этом вынужден работать в условиях жесточайшей конкуренции. Без особых проблем зарегистрировав фирму и заключив агентский договор с туроператором, новый участник рынка должен как-то выделить себя для покупателя, привлечь его и удержать. Самый простой способ сделать это – демпинговать. Снижать цену сначала на половину своего агентского вознаграждения, а потом, когда встанет необходимость оплаты труда сотрудников, аренды и других расходов, полностью отказаться от него чтобы завлечь новых клиентов.
Эксперты говорят, огромные скидки – знак предупреждения: у турагентства серьезные проблемы с деньгами, лучше туда не обращаться, может разориться.
Показательны с этой точки зрения посты, которые публиковал в фейсбук директор фирмы «Коктейль путешествий» Никита Соколов и его жена:
Один за всех?
В Госдуме сегодня лежит законопроект, который вносит поправки в законодательство о туризме. Большинство его положений касаются туроператоров, единственное существенное нововведение для турагентств: они должны действовать от имени и по поручению туроператора. Соответственно последний будет нести ответственность не только за себя, но и за посредников в продаже тура.
В случае с Юлией Яковлевой, если бы «Коктейль путешествий» действовал от имени и по поручению «ПЕГАС Туристик», туроператору пришлось вносить недостающие $956 из своих средств. Что, безусловно, гораздо справедливее по отношению к клиенту, но очень затратно и хлопотно для туроператора.
Подробнее о законопроекте и реакции на него туристической отрасли читайте в материале Бабра: Турбизнес Приангарья под угрозой исчезновения?
Пока не найдено законодательное решение проблем туротрасли, туристу остается надеяться только на себя. Общие рекомендации экспертов для тех, кто хочет воспользоваться услугами турагентства, читайте ниже:
Проверяй!
Памятка для клиента туристического агентства
1. Обращайтесь только в проверенные турагентства. Оптимальный опыт работы на рынке – 10 и более лет. Хорошо, если агентство (по собственной инициативе, закон к этому не обязывает) застраховано. В Иркутске такие есть.
2. Не «ведитесь» на скидки, но и не шарахайтесь от них. Сравните примерные цены по рынку и оттуда пляшите.
3. Требуйте заключения договора. Читайте этот договор. Требуйте указания адресов и телефонов туроператора. Не подписывайте, пока не выясните все темные пятна.
4. Просите номер вашей онлайн-заявки, по которому можно отследить статус бронирования. Отслеживайте его, при любых вопросах звоните туроператору.
http://newsbabr.com/?IDE=132438